Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

 

Публичный доклад директора

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 16

г.Таганрога Ростовской области

Макареня Натальи Павловны 

за период 2009-2010 г.

Образовательный процесс в МОУ СОШ № 16, как и вся современная российская система образования, развивается в условиях осуществления приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ускорения модернизации образования. Решение задач инновационного развития образования, достижения его современного качества, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, осуществляется через  новую систему оценки качества образования, индивидуализацию и информатизацию образования.

 

I. Общая харакеристика ОУ и условий его функционирования.

В соответствии с Постановлением Главы Администрации г.Таганрога от 18.11.1992 г. № 2336 была создана Школа № 16 – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков. Школа была основана на базе учебно-производственного комбината (МУПК-3/основанном в 1986 году/) с хорошо оснащенными производственными мастерскими и вечерней школы № 3 (ВСОШ № 3/основанной в 1945 году/), педагоги которой имели большой опыт работы с проблемными обучающимися.

Школа функционирует на основе:

Ø лицензии на образовательную деятельность;

Ø свидетельства о государственной аккредитации;

Ø Устава МОУ СОШ № 16;

Ø свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Ø свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ;

Ø свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок;

Ø выписки из государственного реестра юридических лиц;

Ø заключения о соблюдении на объектах требований пожарной безопасности;

Ø санитарно-эпидемиологического заключения

 

На сегодняшний день МОУ СОШ № 16 г. Таганрога – уникальное для Ростовской области общеобразовательное учреждение, состоящее из:

·         15 классов коррекционного обучения (5–9 классы) с количеством учащихся 225 человек (средняя наполняемость классов – 14 человек). Особенность учебного процесса в коррекционных классах – увеличение учебных часов программы в образовательной области «Технология» за счёт вариативной части (5 часов в неделю);

•         18 классов и 4 группы вечернего (очно-заочного) обучения  (9–11 классы) с количеством около 300 человек (средняя наполняемость классов – 20 человек), что позволяет подросткам совмещать трудовую деятельность с учёбой в школе. Специфика работы классов вечернего (очно-заочного обучения) заключается в том, что обучение ведётся на 4 базах: школы, ФБУ ИЗ-61/2 ГУФСИН России по РО в г. Таганроге для несовершеннолетнего спецконтингента,  ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей), Социального приюта для детей и подростков.

В структуру школы также входят:

•         Межшкольный учебный комбинат (МУК) с количеством около 500 человек, где обучаются и получают допрофессиональную подготовку учащиеся нашей школы и других школ города. Специфика МУКа – обучение рабочим специальностям, востребованным в г. Таганроге. Учебный процесс осуществляется с учётом требований, предъявляемых ведущими предприятиями города к своим работникам;

•         Межшкольная психолого-медико-педагогическая консультация (МПМПК),  специалисты которой в течение года проводят углублённую комплексную диагностику детей и подростков школы,  коррекционные занятия, помогают в решении конфликтных ситуаций, консультируют родителей. Эта служба также оказывает услуги всем городским школам.

В школе обучаются подростки 11-18 лет, пришедшие по направлению МПМПК, имеющие проблемы в обучении, в общении со сверстниками, родителями и школьной адаптации.

  Адаптируются в условиях традиционной школы такие подростки с трудом, поэтому нуждаются в специальном сопровождении. Психологическая и  коррекционно-педагогическая помощь, оказываемая каждому обучающемуся МОУ СОШ № 16, способствует решению проблем подростка и включению его в учебно-воспитательный процесс. В итоге в школе формируется самостоятельная личность, обладающая гражданскими качествами, выраженными творческими способностями, интегрированная в современное общество и способная к самореализации в избранной профессиональной деятельности.

Следует отметить, что контингент учащихся очно-(заочных) классов представляет собой коллектив, состоящий из рабочей молодежи, учеников, по каким-либо причинам имеющих длительные перерывы в обучении, выпускников 2 ступени коррекционного обучения. Эта категория учащихся требует создания особых условий для усвоения обучающимися образовательных программ, определения ими профессиональной ориентации.

          Анализ социального статуса семей учащихся школы свидетельствует о низком материальном положении большинства из них. Ежегодно в сентябре проводится  социальное обследование учащихся школы и выявляются  дети «группы риска» и категории семей, относящихся к «группе риска». В школе в 2009-2010 учебном году выявлено:

 - асоциальных  семей – 15%;

 - неблагополучных семей – 21%;

 - семей, попавших в трудную жизненную ситуацию – 50% .

Главная цель школы - способствовать формированию самостоятельной личности, обладающей гражданскими качествами, развитыми творческими способностями, интегрированной в современное общество и способной к самореализации в избранной профессиональной деятельности.

Реализация данной цели предполагает наличие комплекса условий, позволяющих развить атрибутивные функции (избирательность, осмысление деятельности, креативность, ответственность) и содержание духовной сферы

(мировоззренческие, нравственные, эстетические), а также обеспечить деятельностно-повденческое развитие личности и становление социального коммуникативного пространства.  

         В программе развития школы на 2007-2010 г.г. «Социализация учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального образовательного учреждения» определены основные направления реализации целей и задач развития школы.

1.     Образование как область знаний:

Ø обогащение всех программ региональным и национальным компонентом культуры, обработка школьного компонента содержания воспитания учащихся как граждан Донского края;

Ø информатизация, понимаемая как обучение школьников технологии оптимизации поиска необходимых сведений и процедуры принятия решений в диалоге «человек-машина», умение воспринимать, интерпретировать, использовать полученную информацию;

Ø расширение сети дополнительного и профилирующего образования;

Ø развитие образовательной области «технология» с целью вывода учащихся на возможность самореализации в профессиональной сфере;

Ø экологизация образования ( интеграция знаний школьников в системе «Я – природа - общество», «Я – производство – общество» и т.д.);

Ø изменение параметров образовательного пространства школы в соответствии с логикой и задачами экспериментальной деятельности.

2.     Образование как социальная сфера:

Ø педагогическая поддержка процесса социализации школьников;

Ø разработка школьного компонента содержания воспитания гражданина Дона;

Ø расширение сферы дополнительного образования на базе школы;

Ø конкретизация воспитательного процесса с целью формирования гражданских качеств личности.

3. Образовательный процесс как профессиональная сфера деятельности

Ø определение и создание условий для реализации личностно-ориентированной модели образования в школе;

Ø расширение интегративных связей со школами региона и ВУЗами города;

Ø разработка блока модулей обеспечения преемственности школьного стандарта и стандартов среднего специального образования.

 

 

4.     Психологизация учебно-воспитательного процесса (здоровьесбережение)

Ø обеспечение психо-физической безопасности учащихся;

Ø создание условий для снижения последствий негативного воздействия социума на школьников;

Ø работа с педагогическим коллективом по психологической разгрузке, снятию стрессовых ситуаций.

5. Управление процессом реализации программы.

Ø расширение локальной нормативно-правовой базы;

Ø организация педагогического мониторинга эффективности воспитательно-образовательной системы школы;

Ø организация системы контроля эффективности функционирования всех школьных структур, создание компьютерного банка технологий педагогического мониторинга.

 

II. Особенности образовательного процесса.

Учебный план школы разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования:

- нормализации учебной нагрузки учащихся; устранения перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования;

- усиления воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

- формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- обеспечения вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса;

- усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, улучшения профессиональной ориентации и трудового обучения;

- обеспечения всеобщей компьютерной грамотности;

- повышения качества занятий физической культурой и т.д.

Учебный план 5 – 9 классов коррекционного обучения составлен на основе примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1277 от 01.07.2002 г.

         Соблюден максимальный объем учебной нагрузки учащихся при 6-дневной рабочей неделе для 5 – 9 классов.

         В соответствии с Уставом школы, по направлению МПМПК и ПМПк школ города принимаются дети, испытывающие затруднения в школьной адаптации по причине социально-педагогической запущенности, легкой задержки психического развития. Данная категория детей в условиях стимуляции их деятельности, при профессиональном педагогическом подходе и знании  особенностей психического развития подростков может обучаться по программам обычной массовой школы и усваивать «знания в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для школ страны» (Государственный стандарт общего образования).

         Низкий материальный, культурный, образовательный уровень неполных семей лишает обучающихся возможности получать от родителей (законных представителей) знания о жизни, поведении, здоровье. Так как подростки в силу психологических особенностей часто не могут принять адекватное сложившимся обстоятельствам решение, в коррекционных классах, начиная с шестого,  введен сквозной курс ОБЖ.

         На изучение иностранного языка выделяется 2 часа в неделю, что соответствует количеству часов, отводимых для изучения иностранного языка в классах для детей с ЗПР. Изучение информатики планируется с 6 по 11 класс.

         Решением педсовета часы вариативной части учебного плана отданы для углубления знаний и отработки умений в образовательной области «Технология», являющейся основой реабилитационного процесса, а также предметам эстетического и общественного цикла, физической культуре, имеющим большое значение в формировании личности и укрепления здоровья обучающихся.

         В соответствии с письмом министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 6149/03.1 от 18.06.2010 г., во исполнение решения коллегии Администрации Ростовской области от 26.04.2010 г. № 38 «О реализации мер, направленных на усиление духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних» и в связи с участием школы в реализации творческого проекта «Основы православной культуры» в МОУ г.Таганрога в 5 и 6 классах коррекционного обучения часы вариативной части выделены на изучение предмета «Основы православной культуры».

         Преподавание всех предметов ведется по рабочим программам, составленным на основе программ, рекомендованных МО РФ, с учетом особенностей контингента обучающихся.

         Учебные планы классов вечернего обучения составлены на основе «Примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (заочная форма обучения) V – XII классов», утвержденного Министерством общего и профессионального образования РФ от 14.01.1999 г. № 27/11-12, и «Примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Ростовской области», утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 807 от 26.06.1998 г.

         В учебных планах соблюден объем учебной нагрузки учащихся вечернего обучения (очной и заочной формы).

         В соответствии с Уставом школы в классы вечернего обучения принимаются граждане с 15-летнего возраста, работающие и неработающие. Образовательное учреждение предоставляет возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование по очной или заочной форме в 2-3-летний срок.

                   Часы вариативной части (факультативные) передаются для изучения отдельных предметов (алгебра, физика, химия, география, иностранный язык и др.). Консультационные часы используются для осуществления помощи учащимся по всем предметам (индивидуальные и групповые консультации).

         Преподавание всех предметов ведется по программам МО РФ, адаптированным к особенностям контингента вечернего обучения.

         Учебный план структурного подразделения «Межшкольный учебный комбинат» муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 обеспечивает технологическую подготовку (трудовое обучение и допрофессиональную подготовку) учащихся школ города.

         Соблюден максимальный объем учебной нагрузки учащихся 7-11 классов (1-2 часа в неделю), переданных школами для обучения технологии на базе мастерских учебного комбината.

         Образовательная область «Технология» является важным компонентом основного общего образования и призвана обеспечить:

Ø передачу учащимися технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений;

Ø приобретение учащимися знаний и умений в прикладной творческой деятельности;

Ø частичную социальную трудовую адаптацию;

Ø подготовку для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Содержание  обучения учащихся 7 классов организовано по традиционным направлениям: технический и обслуживающий труд.

В 8-9 классах организовано профильное обучение по следующим направлениям: металлообработка; деревообработка; электротехника; швейное дело; обслуживающий труд; секретарское дело; декоративно-прикладное искусство (изготовление керамических изделий, ковроткачество).

Реализация учебного плана предполагает учет требований к уровню подготовки выпускников 2,3 ступеней образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам; задаются в деятельностной форме; служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Инновационная деятельность.

В 2009-2010 гг. продолжалась  реализация инновационного образовательного проекта «Социализация учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального образовательного учреждения». Целью данной экспериментальной работы является изучение особенностей поведения проблемных детей в современной образовательной школе, обоснование теоретической модели воспитательной системы, специфика, технология и проведение воспитательной работы. Предмет исследования – инновационная деятельность педагогического коллектива по конструированию воспитательной системы, решающей проблему личностного и профессионального самоопределения учащихся с девиантным поведением.

В 2009-2010 учебном году в практику воспитательной работы школы внедрялись элементы комплексной программы социализации учащихся с девиантным поведением:

1. Внесены изменения в содержание и формы проведения традиционных 

    общешкольных мероприятий (декады русского языка и литературы

    «В человеке всё должно быть прекрасно…», посвящённой 150-летнему  

    юбилею А.П.Чехова и недели патриотического воспитания «Помним,   

    гордимся и чтим!», посвящённой 65-летию Победы в Великой  

    Отечественной войне);

2. Расширена зона самостоятельных действий учащихся в социально-  

    значимых проектах (экологические субботники, Дни здоровья и др).

         В 2009 – 2010 учебном году продолжился процесс конструирования воспитательной системы школы, ориентированной на национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и решение задачи социализации учащихся с девиантным поведением в условиях модернизации Российского образования. В результате реализации инновационного проекта сконструированы механизмы формирования школьного коллектива, решена проблема саморегуляции поведения подростков в школе, количество правонарушений с декабря 2006г. по май 2010г. снизилось с 68 до 19. Увеличилось количество выпускников 9-х классов, которые продолжают дальнейшее обучение в ПУ, колледжах.

         Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является работа с обучающимися по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, составлена комплексная программа по профилактике правонарушений и преступлений подростков.

Профилактическая  работа по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений направлена на опережающее формирование и развитие позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка. Особенностью организации профилактики в МОУ СОШ №16 является то, что объектом внимания выступают дети, уже получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социальной опасной жизненной ситуации.

      

Школьное сопровождение

В МОУ СОШ № 16 для организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся создан Совет профилактики, который  организует работу по профилактике девиантного и асоциального поведения обучающихся, социальной адаптации и профилактике правонарушений и преступлений обучающихся «группы риска».  Совет профилактики наделен широкими функциями: организует и проводит комплекс индивидуальных профилактических мероприятий в отношении безнадзорных, склонных к бродяжничеству; употребляющих психоактивные вещества; состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений; нарушающих устав школы; проводит индивидуальную работу в отношении родителей (законных представителей), если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию вышеназванных категорий несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в случае их отрицательного влияния на поведение подростков или жестокого с ними обращения.

С целью обеспечения комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с отклонениями в развитии, поведении и обучении в школе организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, в состав которого входят:  заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психоневролог, освобожденные классные воспитатели. Педагогический консилиум – комплексная методика и форма организации диагностики реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, состояния здоровья и других значимых показателей успеха образовательного процесса.  Консилиум в течение года проводит плановые и внеплановые заседания, где обсуждаются результаты обследования учащихся, коллегиально разрабатываются рекомендации, которые доводятся до сведения родителей (законных представителей). Рекомендации выполняются только с их согласия.

Служба сопровождения создана для комплексного изучения семей и детей «группы риска», оказания эффективной помощи и педагогической поддержки, отслеживания динамики развития. Служба сопровождения занимается ранним выявлением семей и детей «группы риска», психолого-педагогической диагностикой детей «группы риска», развитием физического, интеллектуального и эмоционального потенциала подростка, способствует формированию мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки обучающихся, адаптации в обществе в целом, содействует решению социальных проблем. Службой сопровождения разрабатываются индивидуальные образовательные и воспитательные маршруты для подростков «группы риска». На протяжении всего учебного года осуществлялся патронаж семей «группы риска» классными воспитателями и социальным педагогом.

По результатам работы 2009 – 2010 учебного года необходимо отметить следующее:

 - профилактическая работа проводится в тесном контакте с родителями,

   классными воспитателями, органами опеки и попечительства, КДН и ЗП,

   ПДН ОМ УВД г.Таганрога, ювенальным судом, общественными

   организациями, медицинскими учреждениями;

 - работа с учащимися проводится по разным направлениям – диагностика,

   консультирование, коррекция поведения.

По заявке педагогов и решению консилиума МОУ СОШ №16 в этом учебном году было составлено 23 комплексных коррекционно-развивающих программы, также разработаны индивидуальные коррекционные программы: «Подросток и закон», «Безопасное поведение», «Поведение в трудной ситуации», «Проблема воровства в подростковом возрасте», направленные на коррекцию поведения обучающихся, имеющих проблемы, состоящих на учёте в КДН и ПДН УВД г.Таганрога.

В этом году активно практиковалась групповая коррекционная работа, направленная не только на коррекцию познавательных процессов, но и на формирование личности обучающихся. За 2009-2010 учебный год было проведено 35 групповых работ по темам:

ü Профилактика употребления ПАВ

ü Тренинговая программа «Кто Я?»

ü Видеотренинги

ü Тренинговая программа «Программа успеха и здорового образа жизни»

ü Тренинг «Уважение и самоуважение»

ü Группы релаксации для подростков.

В период с октября 2008 г. по январь 2010 г. в МОУ СОШ № 16 был создан банк данных учащихся,  склонных  к употреблению наркотиков, ПАВ. Анализ результатов мониторинга выявил тенденцию к уменьшению числа подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков, а количество учащихся, употребляющих токсические вещества,  снизилось до 0, что является результатом  комплексного подхода к решению данной проблемы.

 

 

 

         III. Условия осуществления образовательного процесса.

                  Современная материально-техническая база, квалифицированный кадровый потенциал, постоянно обновляемое учебно-методическое обеспечение учебного процесса способствуют созданию в школе благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.

         МОУ СОШ № 16 располагает 2 компьютерными классами, теле- и видеоаппаратурой, спортивным залом с отдельными раздевалками, туалетом и душем, буфетом, оснащенным современным технологическим оборудованием, медицинским кабинетом, комнатой отдыха, комнатой психологической разгрузки, библиотекой.

         В результате эффективного использования средств областного и муниципального источников финансирования произведен ремонт отопительной системы и системы водоснабжения, приобретены комплекты наглядных материалов для учебных кабинетов биологии, математики, истории, литературы, физики, ОБЖ. В 2008-2009 учебном году осуществлен ремонт школьного буфета за счет участия ОУ в Федеральном эксперименте по совершенствованию питания школьников. В 2009 г. школа оборудовала для коррекционных занятий и релаксации учащихся комнату психологической разгрузки. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы, вовремя оказывать психологическую помощь обучающимся.       Продолжается работа по информатизации образовательного процесса. Школа имеет 35 компьютеров, подключение к сети Интернет, ксероксы (4 шт.), сканеры (2 шт.), теле- и видеоаппаратуру. В перспективе по укреплению и развитию материально-технической базы школы планируется оборудование медиаклассов, приобретение программных продуктов для лучшей организации учебно-воспитательным процессом.

          IV. Результаты деятельности учреждения.

В 2009 – 2010 учебном году:

1. Успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию 143 человека (87 - получили аттестаты об основном общем образовании, 66 - о среднем (полном) общем образовании).

2. Окончили курс по системе Брайля 6 человек.

3. Переведены в следующий класс 250 человек.

4. Из 449 обучающихся МУК МОУ СОШ № 16 – 100% достигли базового уровня обученности в образовательной области «Технология».

Несмотря на определенные трудности при получении среднего (полного) общего образования из 67 выпускников, допущенных к итоговой аттестации,  66 успешно сдали ЕГЭ, и только 1 учащийся не получил аттестат о среднем полном (общем) образовании, т.к. не смог преодолеть допустимый порог баллов по русскому языку и математике. Анализируя результаты, показанные выпускниками на… Продолжение »

© tagschool16

Создать бесплатный сайт с uCoz